ПОВОЛЖСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «АКЦЕПТОР»
Ю.А.ЦАГАРЕЛЛИ
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
СИСТЕМНОЙ
ДИАГНОСТИКИ
ЧЕЛОВЕКА
на приборе АЦ-6
Учебное пособие
Издание третье
дополненное
Казань - 2002
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 7
ЧАСТЬ 1. ТЕОРИЯ
СИСТЕМНОЙ ДИАГНОСТИКИ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВА I. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
ОСНОВА СИСТЕМНОЙ ДИАГНОСТИКИ ЧЕЛОВЕКА 9
§ 1. Принципы классического системного подхода и их роль
в системной диагностике человека 9
§ 2. Компоненты системного подхода и их использование
в системной диагностике человека 15
§ 3. Иерархическая структура свойств человека и
закономерности ее системной организации 17
ГЛАВА П. МЕТОДЫ И АППАРАТУРА ДЛЯ СИСТЕМНОЙ
ДИАГНОСТИКИ ЧЕЛОВЕКА (теоретический аспект) 22
§ 1. Типичные недостатки диагностических методов и
аппаратуры применительно к решению проблемы
системной диагностики человека 22
§ 2. Принципы отбора и создания методов, методик и
аппаратуры для системной диагностики человека 24
ЧАСТЬ П. ПРАКТИКА
СИСТЕМНОЙ ДИАГНОСТИКИ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВА 1. ПРИБОР «АКТИВАЦИОМЕТР АЦ-6»
КАК СРЕДСТВО СИСТЕМНОЙ ДИАГНОСТИКИ ЧЕЛОВЕКА 26
§ 1. Общее устройство прибора «Активациометр АЦ-6» 26
§ 2. Диагностические возможности прибора «Активациометр АЦ-6» 27
ГЛАВА П. СИСТЕМНАЯ СОМАТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА 31
§ 1. Акупунктурная диагностика 31
2.1.1. Общие сведения об акупунктуре 32
2.1.2. Общие особенности акупунктурной диагностики
на приборе АЦ-6 35
2.1.3. Процедура диагностики 36
2.1.4. Обработка результатов 39
2.1.5. Интерпретация результатов 40
2.1.6. Возможные пути практического использования
метода и результатов диагностики 41
2.1.7. Акупунктурная терапия 42
§ 2. Тестирование по методу Р.Фолля 42
2.2.1. Общая характеристика 42
2.2.2. Процедура диагностики 43
2.2.3. Обработка результатов 44
2.2.4. Интерпретация результатов 45
2.2.5 Возможные пути практического использования
результатов тестирования по методу Р.Фолля 46
ГЛАВА Ш. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА 47
§ 1. Диагностика активации и функциональной асимметрии
полушарий головного мозга 47
3.1.1. Общая характеристика 47
3.1.2. Процедура диагностики 49
3.1.3. Обработка результатов 51
3.1.4. Интерпретация результатов 52
3.1.5. Возможные пути практического использования
методов и результатов диагностики 52
§ 2. Диагностика подвижности-инертности нервной системы 53
3.2.1. Общая характеристика 53
3.2.2. Процедура диагностики 53
3.2.3. Обработка результатов 55
3.2.4. Интерпретация результатов 57
3.2.5. Возможные пути практического использования
результатов диагностики 57
§ 3. Диагностика баланса нервных процессов 58
3.3.1. Общая характеристика 58
3.3.2. Обработка результатов 59
3.3.3. Интерпретация результатов 59
3.3.4 Возможные пути практического использования
результатов диагностики 60
§ 4. Диагностика силы-слабости нервной системы 60
3.4.1. Общая характеристика 60
3.4.2. Процедура диагностики 61
3.4.3. Обработка результатов 62
3.4.4. Интерпретация результатов 62
3.4.5. Возможные пути практического использования
результатов диагностики 62
ГЛАВА 1У. ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ 63
§ 1. Диагностика психоэмоциональных состояний 63
4.1.1. Общая характеристика 63
4.1.2. Процедура диагностики 64
4.1.3. Обработка результатов 64
4.1.4. Интерпретация результатов 65
4.1.5. Возможные пути практического использования
методов и результатов диагностики 66
ГЛАВА У. ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 68
§ 1. Диагностика ощущений и чувствительности 68
5.1.1. Общая характеристика 68
5.1.2. Диагностика абсолютного порога ощущений в
двигательном анализаторе 69
5.1.3. Диагностика дифференциального порога ощущений в
двигательном анализаторе 71
5.1.4. Диагностика дифференциального порога ощущений в
зрительном анализаторе 73
5.1.5. Диагностика соматической чувствительности 76
5.1.6. Диагностика эмоциональной чувствительности 78
5.1.7. Возможные пути практического использования
методов и результатов диагностики 79
§ 2. Диагностика восприятия пространственных
отрезков (глазомера) 80
5.2.1. Общая характеристика 80
5.2.2. Процедура диагностики 81
5.2.3. Обработка результатов 81
5.2.4. Интерпретация результатов 82
5.2.5. Возможные пути практического использования
методики и результатов диагностики 82
§ 3. Диагностика двигательной памяти 82
5.3.1. Общая характеристика 82
5.3.2. Процедура диагностики 82
5.3.3. Обработка результатов 83
5.3.4. Интерпретация результатов 84
5.3.5. Возможные пути практического использования
методики и результатов диагностики 84
§ 4. Диагностика координации движений 85
5.4.1. Общая характеристика 85
5.4.2. Процедура диагностики 85
5.4.3. Обработка результатов 86
5.4.4. Интерпретация результатов 87
5.4.5. Возможные пути практического использования
методики и результатов диагностики 88
§ 5. Диагностика ведущей руки (право- леворукости) 88
5.5.1. Общая характеристика 88
5.5.2. Процедура диагностики 89
5.5.3. Обработка результатов 90
5.5.4. Интерпретация результатов 90
5.5.5. Возможные пути практического использования
метода и результатов диагностики 91
§ 6. Диагностика мышления 91
5.6.1.Зависимость типа мышления от функциональной
асимметрии полушарий головного мозга 91
5.6.2. Зависимость типа мышления от ведущей руки 92
5.6.3. Постановка диагноза 93
5.6.4. Возможные пути практического использования
метода и результатов диагностики 93
ГЛАВА У1. ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ. 96
§ 1. Диагностика психоэмоциональной устойчивости 97
6.1.1. Общая характеристика 97
6.1.2. Процедура диагностики 97
6.1.3. Обработка результатов 98
6.1.4. Интерпретация результатов 98
6.1.5. Возможные пути практического использования
методов и результатов диагностики 98
§ 2. Диагностика надежности в экстремальной ситуации 99
6.2.1. Общая характеристика 99
6.2.2. Процедура диагностики 100
6.2.3. Обработка результатов 101
6.2.4. Интерпретация результатов 103
6.2.5. Возможные пути практического использования
метода и результатов диагностики 105
§ 3. Диагностика стабильности 106
6.3.1. Общая характеристика 106
6.3.2. Обработка данных 107
6.3.3. Интерпретация результатов и постановка диагноз 107
6.3.4. Возможные пути практического использования
результатов диагностики 107
ГЛАВА УП. ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛО-
ГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ СВОЙСТВ 108
§ 1. Диагностика с помощью универсальной
диагностической шкалы 108
7.1.1. Общая характеристика 108
7.1.2. Процедура диагностики 109
7.1.3. Обработка результатов 110
7.1.4. Интерпретация результатов 110
7.1.5. Возможные пути практического использования
методов и результатов диагностики 111
§ 2. Диагностика свойств методами самооценки
и диагностика адекватности самооценки 111
7.2.1. Общая характеристика 111
7.2.2. Процедура диагностики 111
7.2.3. Обработка результатов 112
7.2.4. Интерпретация результатов 112
7.2.5. Возможные пути практического использования
метода и результатов диагностики 113
ГЛАВА УШ. ДИАГНОСТИКА РЕГУЛИРУЮЩИХ
И САМОРЕГУЛИРУЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ 114
§ 1. Диагностика регулирующих и саморегулирующих
воздействий на соматические свойства. 115
8.1.1. Общая характеристика 115
8.1.2. Процедура диагностики. 116
8.1.3. Обработка результатов и их интерпретация 116
8.1.4. Возможные пути практического использования
метода и результатов диагностики 117
§ 2. Диагностика регулирующих и саморегулирующих воздейст-
вий на психофизиологические и психологические свойства. 118
8.2.1. Процедура диагностики влияния регулирующих
и саморегулирующих воздействий
на психофизиологические свойства 118
8.2.2. Процедура диагностики регулирующих и само-
регулирующих воздействий на психические состояния 118
8.2.3. Процедура диагностики биоэнергетических воздействий 119
8.2.4. Процедура диагностики регуляции и саморегуляции
психических процессов 119
8.2.5. Процедура диагностики регуляции и саморегуляции
психологических свойств личности 120
8.2.6. Обработка результатов 120
8.2.7. Интерпретация результатов 121
8.2.8. Возможные пути практического использования
методов и результатов диагностики 122
Заключение 124
Перечень принятых сокращений 127
Литература 130
Приложение 1. Рисунки 138
Приложение 2. Универсальные диагностические шкалы 142
Введение
Системная диагностика человека необходима всюду, где человек
является объектом комплексных исследований и воздействий (психологических,
терапевтических, педагогических, управленческих), а также там, где комплексный
по своей сути человеческий фактор играет важную роль. Поэтому разработка теории
и методов системной диагностики человека представляется актуальной для многих
отраслей науки и практики, особенно для отраслей, связанных с практической
психологией, медициной и педагогикой.
Так, в системе образования эта диагностика обеспечивает обратную связь в процессе
развития свойств, находящихся на всех уровнях иерархической структуры человека.
Она необходима для оптимизации процесса обучения, профориентации и профконсультации,
а также для решения проблемы соматического и психического здоровья учащихся.
В силовых ведомствах (вооружённых силах, МВД, ФСБ, таможенной службе, МЧС)
системная диагностика способствует существенному улучшению работы с личным
составом, повышению качества профессионального отбора и профессионального
подбора, профилактике суицидов и правонарушений, является важнейшим условием
формирования разнообразных профессионально-важных качеств. В отраслях, связанных
с использованием систем «человек-машина», где более половины производственных
и транспортных аварий и катастроф связаны с человеческим фактором, оперативная
системная диагностика свойств специалистов является важнейшим условием безопасности
их работы. Кроме того, такая диагностика необходима для повышения производительности
труда и его привлекательности. В творческих профессиях, где значительные успехи
невозможны без адекватного индивидуального стиля деятельности формируемого
с учетом диагностических данных об индивидуальных особенностях. Системно-диагностический
подход способствует существенному повышению качества этой работы. В медицине,
где необходимость системной диагностики диктуется системным характером человеческого
организма, а системные представления о человеке необходимы для эффективного
лечения как соматических (телесных), так и психических заболеваний.
В последние годы интерес к методам и аппаратуре для системной диагностики
человека все более возрастает. Об этом свидетельствует тот факт, что даже
в годы больших экономических сложностей и социальных потрясений характерных
для современной России, очень многие организации, предприятия и учреждения
приобрели приборы «Активациометр АЦ-6» для системной диагностики человека.
В общей сложности свыше тысячи приборов используют: в системе образования
(школах, вузах, училищах, дошкольных учреждениях и т.д.), в силовых ведомствах
(МВД, армии, таможенных органах, Минюсте, ФСБ, спецслужбах, в космонавтике
и авиации, в учреждених культуры и искусства, спорта, социальной защиты, ЗАГСах;
в производственных, коммерческих, транспортных и иных предприятиях, банках,
административных органах. Кроме того, прибор получил распространение в учреждениях
здравоохранения России и Беларуси (больницах, поликлиниках, санаториях).
Высокую научную и практическую ценности методик и прибора подтверждают письменные
заключениях и рекомендации к внедрению: Министерств здравоохранения СССР и
РТ, Министерства гражданской авиации СССР, Центра подготовки космонавтов им.
Ю.А.Гагарина, Министерства культуры СССР, Государственного Таможенного Комитета
РФ, ГУИН РФ, МВД РТ, Министерства образования РТ, Президиума Поволжского отделения
Российской Академии образования, Института психологии Российской Акадамии
наук, ВНИИ охраны труда, ВНИИ противопожарной обороны, ВНИИ среднего спец.
образования и мн. др. Эффективность прибора и методик подтверждена также в
результатах многочисленных научных, в т.ч. диссертационных, исследований,
в десятках публикаций разных авторов.
«Активациометр» включён в перечень обязательных приборов для оснащения психологов:
Государственного таможенного Комитета РФ (полностью оснастившего прибором
АЦ-6 все таможни и таможенные Управления России), МВД России, Государственной
противопожарной службы России.
Учитывая широкое распространение методов и аппаратуры для системной диагностики
человека, а также их актуальность, руководители ряда ВУЗов и факультетов ввели
в учебный процесс спецкурс «Системная диагностика человека на приборе «Активациометр».
Все это говорит о большой значимости системной диагностики человека и перспективности
работы в этом направлении. Вместе с тем, теория и практика системной диагностики
человека описаны пока явно недостаточно.
Вышеизложенное побудило нас написать данное учебное пособие, где описаны методология
и теория системной диагностики человека, а также конкретные диагностические
методики, реализуемые с помощью единственного пока прибора для системной диагностики
человека «Активациометр».
Учитывая пожелания наших зарубежных партнеров, английская версия данного учебного
пособия разделена на две отдельные книги. В первой из них изложена теория
системной диагностики человека, во-второй – ее практическая реализация на
приборе «Активациометр АЦ-6». В русской версии обе книги объединены в одном
томе как две части. При этом сохранена нумерации разделов в каждой части отдельно.
Руководство по технической эксплуатации прибора «Активациометр АЦ-6» содержится
в отдельной брошюре, прилагаемой к прибору. Кроме того, к прибору прилагается
трехчасовая обучающая видеокассета, где описанные в данном пособии диагностические
методы получили аудиовизуальную иллюстрацию.
Данное учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов факультетов
психологии и практических психологов. Мы надеемся, что оно окажется полезным
также для студентов и аспирантов педагогических ВУЗов и факультетов социологии,
а также для практических педагогов, социологов и врачей.
Международное объединение "Акцептор"
Ю.А.Цагарелли
СИСТЕМНАЯ
ДЕТЕКЦИЯ ЛЖИ
Казань 2001
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
§1. ТЕОРИИ ДЕТЕКЦИИ ЛЖИ 3
1.1. Теория угрозы наказания 3
1.2. Теория активации 4
1.3. Условно-рефлекторная теория 5
1.4. Информационная теория эмоций 6
1.5. Мотивационная теория 7
§2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНОЙ ДЕТЕКЦИИ ЛЖИ 9
2.1. Принципы системной детекции лжи 10
§3. СИСТЕМНАЯ ДЕТЕКЦИЯ ЛЖИ НА ПРИБОРЕ АЦ-6 11
3.1. Общие особенности детекции лжи на приборе АЦ-6 11
3.2. Процедура диагностики 11
3.3. Обработка результатов 15
3.4. Интерпретация результатов 16
ВВЕДЕНИЕ
По общепринятым среди специалистов детекции лжи представлениям ошибки в прогнозах,
полученных по результатам полиграфных проверок составляют от 5 до 10 процентов.
Это обычно объясняют тем, что получаемые показатели физиологических реакций
при тестировании иногда не "укладываются" в общефизиологические
стандарты. Вопреки логике, они выходят за рамки установившихся критериев и
обуславливают возможность ошибочного заключения, не соответствующего реальному
отношению обследуемого человека к расследуемому событию (преступлению).
Думается, однако, что это мнение не раскрывает основных причин ошибок в детекции
лжи. Каждый человек индивидуально неповторим даже по отпечаткам пальцев, а
уж тем более по «отпечаткам психики». Поэтому общефизиологические и общепсихологические
стандарты не носят абсолютного характера.
Для того чтобы выявить истинные причины ошибок в детекции лжи и определить
пути их преодоления, рассмотрим наиболее значимые теории детекции лжи.
История детекции лжи насчитывает более 100 лет. Однако научное осмысление
этого пришедшего из практики борьбы с правонарушениями метода началось лишь
в начале 50-х годов прошлого века. На сегодняшний день существует целый ряд
различных теорий детекции лжи. Создаваемые без учета положений системного
подхода и системной диагностики эти теории отражают точки зрения авторов различных
стран и отдельных научных направлений: физиологии, психофизиологии, социальной
психологии, психологии психических состояний, психологии психических процессов.
При создании теории тот или иной автор, как правило, основывался на одном
из них и подводил под него научную базу.
Однако, как показано в первой части настоящего пособия, человек – это целостная
и очень сложная система, исследование которой должно осуществляться системно,
что, несомненно, актуально и для исследований на детекторе лжи. Тем более
что сама идея детектора лжи (полиграфа) предполагает многоканальную и многоуровневую
диагностику.
Вместе с тем, эти локальные теории имеют большой интерес, ибо являются фундаментальными
блоками общей теории системной детекции лжи. Рассмотрим эти теории.